В Африке танцуют все.
Никакой дискриминации по комплекции. Никакого индивидуализма.
Никаких «парных бальных» за очень малым исключением. Танцует
все сообщество – от детей до людей вполне почтенного
возраста. Солист или пара могут выступить только в середине
круга, внутри своего коллектива. Но касаться друг друга в
этой паре не принято. Четкой границы, кстати, между
выступающими и зрителями нет: последние могут легко вступить
в круг, даже если это ритуальный танец. Единственное
разделение, которое может существовать – гендерное: есть
танцы, которые танцуют женщины, есть строго мужские.
Последние полвека интерес к
африканским танцам растет в геометрической прогрессии. Здесь
не только этнографический интерес: и «хореографический» (сколько
современных известных нам танцев имеют тесную связь с
африканскими движениями), и даже медицинский. А с учетом
того, что при исполнении этих танцев должен присутствовать
элемент некоего особого состояния (транса) – необходимы и
исследования психологов. Танцующих можно увидеть на
древнейших наскальных рисунках (около 8 тысячелетия до н.э.).
Ничего удивительного: танцы в Африке до сих играют важнейшую
социальную роль. Они учат общественному поведению, они
помогают работать. Даже если женщина мотыжит – она двигается
так, как будто танцует. В общем ритме работы-танца-жизни.
Пластичность и любое физическое действие – неразделимы.
Пластика одновременно отстраненная и чувственная. Такое
впечатление, что человек просто позволяет своему телу
двигаться. А уж оно само знает – как. Тело просто дарится,
отдается динамичному ритму, а все ритмы, в свою очередь, уже
заложены в теле. Как только слышен призывный звук барабанов,
тело само переключается на другие ритмы – ритмы праздника и
танца.
Африканские танцы
пересказывают древние истории о богах и человеческих делах.
А нательные рисунки – тоже в помощь рассказу, сплошная
символика. Даже цвета (красный – сила и мощь, черный –
плодородие) играют большое значение в осознании танца. Важно
и число линий, например, 3 – мужская символика, 2 – женская.
Танец в Африке сопровождает фактически все события
человеческой жизни – от рождения до смерти. Все праздники и
церемонии с танцами, соревнования – с танцами, утешение и
лечение – тоже с танцами. И похоронные церемонии тоже с
особыми ритуальными танцами. А уж рождения детей, свадьбы,
обрядовые праздники – это сплошной танец, охватывающий все
племя. Танцев-ритмов – удивительное многообразие. Оно же в
красочности костюмов, рисунков и татуировок, масок. Танцуют
и с предметами, непривычными нам. Наиболее знакомый вариант
– танец на ходулях. Танцы – театральные действа – и сейчас
самая популярная традиция в странах Центральной и Западной
Африки. На сегодняшний день без этого жанра не обходится ни
один фестиваль или карнавал в городах. А в деревнях
продолжают танцевать так, как делали это в достопамятные
времена. Звучат тамтамы. Непроизвольно начинает двигаться
все тело. Ритм задают барабаны, и он пронизывает все
существо, ведь это ритм-сердцебиение целого сообщества,
пульсация самой жизни…
Танцы воинов.
Они по-разному называются (например, Мокоротло в Лесото), но
довольно схоже танцуются, что неудивительно. Самый известный
танец – Агбекор (в древности назывался Атамга – «высокая
клятва»). Традиционно танцуется в Западной Африке, популярен
у народа эве (Гана, Бенин). В этом танце высока
подражательная часть военных «тактических» движений.
Еще один знаменитый танец – Нголо – «танец зебр» (Ангола,
Мозамбик). Изначально – как поединок племен мазингас и
камбиндас, где победитель получал в качестве приза
приглянувшуюся девушку без выкупа. И танец-борьба Нголо, «переехав»
вместе с рабами в Бразилию, стал основой всемирно известного
танца-борьбы Капоэйры.
Танцы охотников.
Африканские танцы часто напоминают о главном виде
жизнедеятельности человека – охоте: и сами движения, и
звериные маски. Здесь и Мдомнаг (Чад), Лингун (Бенин),
Ндламу (ЮАР). Танцоры в звериных шкурах (леопардовых,
обезьяньих), в птичьих перьях изображают самые захватывающие
моменты охоты. И со стороны зверей тоже…
Танцы урожая. Ритуальный
характер африканских танцев – издревле самый важный.
Обращение к богам, просьба о хорошем урожае и о достатке
воды, что немаловажно, поскольку речь идет о танцах тех
стран, которые находятся неподалеку от Сахары (за Сахарой).
Тема плодородия – древнейшая и важнейшая для человечества.
Танцы любви.
Исполняются в определенных случаях: например,
женщинами на свадьбе в честь невесты.
Ритуальные танцы инициации.
Признание взрослости со стороны сообщества и гордости со
стороны молодежи – главный смысл этого действа. Удивительно,
но эти танцы сохранились в большинстве стран.
Танцы-приветствия
в честь дорогого гостя. Подчеркивается уважение к гостю и
удовольствие от его присутствия. В танце рассказывается и о
том, насколько замечательно талантливы и прекрасны сами
хозяева тоже.
Танцы – вызывание духов
– традиционны для многих районов Центральной
и Западной Африки. Духи – ориша – эманации единого бога
бога-творца Олодумаре. Это очень серьезные и важные духи,
которые «регулируют» почти всю человеческую жизнь. Культ
ориши распространен в том числе на Кубе и в Бразилии.
Какиламбе – танец, названный в честь лесного могущественного
ориши. Духа вызывают танцем, и он является в образе большой
танцующей статуи (соломенно-деревянно-тряпичной) и в маске.
Исцеляющие танцы
(или Лечебные, или Танцы Врачевания). По описанию очевидцев,
эти танцы не только могли вывести человека из тяжелого
психологического состояния, связанного, скажем, с гибелью
близкого человека, но и реально лечить, например, эпилепсию.
Здесь, конечно, научных данных мало. В любом случае, то, что
хорошо в рамках одной культуры и верований, не случайно и
может сработать именно там. Но вряд ли будет работать для
человека другой культуры. Во всех этих группах танцев, кроме
Какиламбе, наиболее известны танцы Ндламу, Амбассе Бей (Ambasse
bey or ambas-i-bay) и Букутси из Камеруна, Квасса-Квасса из
Конго, Янкади из Гвинеи, Лингун (Бенин), Купе Декале (Coupé-Décalé
– Берег Слоновой Кости и уже давно Париж) и многие другие. |